Накануне Нового года дети
собирались колядовать под окнами богатых крестьян, величали хозяина в песнях, твердили имя Коляды и просили
денег.
Святошные игрища и гадания
— остатки этого праздника древних.Обряды сохранились в народе и в последнее время становятся все более популярными.
«Колядники» рядятся в одежды, изображают зверей, чертей, с музыкой, с торбами,
в которые собирают угощения, ходят по улицам, поют колядки.
Коляда — веселое, желанное божество.
Поедая обрядовое печенье в виде коров (каравай, рогалики),
поминают Тура. Вместо жертвенного ягненка едят печенье в виде бараньей головы
(баранки, кренделя). Непременно нужно попробовать узвар и кутью.
Праздник заканчивается игрищами. Обязательно нужно вкатить горящее
колесо в гору со словами: «В гору катись, с весной воротись».
«Когда-то Коляду воспринимали не как ряженого. Коляда была
божеством, причем одним из влиятельных. Коляду кликали, зазывали. Коляде
посвящали предновогодние дни, в его честь устраивались игрища, учиняемые
впоследствии на Святках.
Последний патриарший запрет на поклонение Коляде был издан 24 декабря 1684 года. Полагают, что
Коляда признавался славянами за божество веселья, потому-то его и призывали,
кликали в новогодние празднества веселые ватаги молодежи».
Коляда — солнце-младенец, в славянской мифологии — воплощение
новогоднего цикла, а также персонаж праздников, сходный с Овсенем.
Коляда праздновался в зимние святки с 25 декабря (поворот солнца на весну) по 5—6 января.
Славяне отмечают Коляду, когда день «на воробьиный скок» прибыл, и
начинает разгораться зимнее солнце. Перед празднеством кудесник воет волком
(вещий вой), прогоняя злых духов. По окончании зачина, всем подносится братина
с хмельным напитком, и обавник (читающий славления и приговоры на обрядах во
время праздников) восклицает:
«Овсень, куда едешь? Мосты
мостить!
Кому ездить? Коляде государю!
На чем ему ездить?
На солнечной свинке!
Чем погонять?
Поросенком!»
Коледа в
древнерусской языческой мифологии воплощение смены годового цикла, зимнего
солнцеворота, перехода солнца от зимы к лету, неизбежности победы добрых
божеств над духами зла.
Празднование
Коляды происходило с 25 декабря/7 января (Рождество Христово) по 6/19 января
(Крещение Господне). В это время наблюдались самые сильные морозы, по древним поверьям
совпадающие с разгулом нечистых духов и злых ведьм.
Празднование Коляды своим
весельем и оптимизмом выражало веру древнерусских язычников в неизбежность
победы добрых начал над силами зла. Чтобы помочь Коляде победить и отогнать
злых духов, праздновавшие его день жгли костры, пели и плясали вокруг них. После
принятия христианства оптимизм и жизнеутверждение празднований Коляды получили
новое содержание в праздновании Рождества Христова, а ритуальные языческие
обычаи превратились в веселую игру на Святки. В эти дни, так же как и в
древности, жгли костры, а юноши и девушки “наряжались в хари (маски)” коней,
коз, коров, медведей и других животных и, ряженные, ходили по дворам, пели
колядки — песни, прославляющие Коляду, приносящего всем благо. Славили хозяев,
желали благополучия дому и семье, а за это требовали подарки, шутливо предрекая
разорение скупым. Иногда сами подарки: печенье, каравай — назывались назывались
Колядой.
Символизировали Коляду сноп
или соломенная кукла, которые с песнями иногда приносили в избу на Рождество.
Коляда - славянский праздник зимнего солнцеворота и, видимо,
одноименное божество. Зимний солнцеворот приходится на 25 декабря. А праздник
Коляды справляют с 25 декабря по 6
января (Велесов день). Праздник Коляды иначе называют Даждьбожий день или
Карачун.
Коляда у славян знаменует новогодний цикл.
В день зимнего
солнцеворота в дома приносят снопы и куклы и поют песни - колядки с пожеланиями
благополучия дому и с просьбами о подарках - караваев и пирогов, суля скупым
бедность. Колядующие наряжаются медведем, конем, козой, коровой, а это древний
символ изобилия. Нарождающееся Солнце выступает в образе ребенка. Младенец -
это диск Солнца, издревле называемый Коло.
Младенца Коляду захватывает ведьма Зима и превращает его в
волченка. Когда снимут с Коляды волчью шкуру и сожгут ее на весеннем огне,
Коляда предстанет во всей красе. И Солнце на возу отправляют на юг, встречать
весну.
Пока народ колядует и трещит от мороза под ногами снег, ведьмы и
нечистая сила неистовствуют, похищая с небес звезды и месяц. Всюду гадают на
супружество, на урожай, на приплод. А за сговорами и сватовством следуют
свадьбы.
Чтобы в доме
было много здоровья и счастья
поселяли героя - Коляду (см. в рубрике
"Для вас дети"